Новость

«Зеленая лаборатория» устранит пробелы в образовании школьников

Резидент технопарка «Якутия» «Зеленая лаборатория» реализует проект, который предлагает дополнить школьную программу знакомством с инновационным растениеводством.

Рисунок1

В начале декабря 2015 проект «Зеленая лаборатория» вошел в числе первых трех резидентов Фонда «Сколково» из Якутии. Директор предприятия Людмила Попова готова запустить в производство адаптированные гидропонные установки для круглогодичного выращивания зелени и клубники.

– Перед следующими поколениями школьников России встанут задачи, требующие более точного понимания того, как использовать научные открытия в повседневной жизни. К тому времени мы столкнемся с проблемой – по ряду причин научная безграмотность нашего населения еще никогда не достигала таких огромных размеров.

В 2009 году было проведено изучение доступности научного образования, содержащее в числе прочего тест, который показал уровень научно-исследовательских навыков у школьников 4, 8 и 11 классов. Выяснилось, что четверо из десяти школьников 11 класса не имеют даже базового уровня научно-исследовательского понимания, только у каждого пятого ученика присутствуют элементарные навыки исследовательской работы, продвинутым исследователем по определенным предметам является лишь 1% школьников.

Результат данного исследования показывает, что сегодняшние школьники не достигают необходимого уровня научных знаний и навыков, которые в будущем должны позволить нашей стране стать мировым лидером в науке.

– Что такое доступность научного образования? Каким должно быть научное образование в школе?

– Вспомните уроки химии в школе: учитель объясняет теорию, разбирает примеры и дает домашнее задание. На следующем уроке проверяет, закрепился ли материал. В некоторых школах проводят лабораторные занятия, в некоторых вовсе нет. Но даже если занятия есть, они не связывают теорию с жизненной практикой. Новые перспективы обучения наукам отдают предпочтение получению набора навыков, которые вовлекают в исследования, учат критическому мышлению, помогают в решении проблем в противовес набору отдельных теоретических знаний.

Когда мой сын учился в школе, с начальных классов ему интересно было проводить опыты: то он выращивал плесень в баночке за батареей, то кидал мое золотое кольцо в уксусную кислоту, чтобы посмотреть из чего оно состоит. Он собирал камни, кости животных, препарировал насекомых. Многие родители знакомы с такой тягой своих детей к практическим исследованиям. Надо успевать вовлекать детей в исследовательскую работу именно тогда, когда им это интересно. И для получения набора навыков исследовательской работы любой школе необходимо иметь свою лабораторию, наряду со спортивным залом и инвентарем.

Именно эту цель мы преследовали, создавая «Зеленую лабораторию» на базе автоматизированной гидропонной установки закрытого типа. Устройство позволяет в условиях школьного класса на практике посмотреть, как работает научная теория в жизни.

Например, как применить знания по биологии, химии, физике, робототехнике при выращивании зеленых овощных культур? Дети могут самостоятельно посадить растения и затем даже в зимнее время наблюдать рост растения, строение клетки, изучать как происходит фотосинтез, какой спектр освещения необходим, как и в каких единицах можно его измерить, как повысить урожай, снизить эксплуатационные затраты, как дистанционно управлять процессами выращивания и, самое главное, какими реальными знаниями должны обладать школьники для достижения успеха.

– Как у вас возникла идея организовать «Зеленую лабораторию»?

– «Зеленая лаборатория» зародилась когда мы стали успешно выращивать клубнику и овощную зелень круглогодично на гидропонных установках собственной разработки и производства. К нам стали приезжать учителя с вопросами, просьбами провести школьные эксперименты на наших установках.

– Расскажите, пожалуйста, подробней о гидропонике.

– В настоящее время предпринимаются попытки выращивания зелени и овощной продукции гидропонным способом, что позволяет снизить затраты на рекультивацию земель, отказаться от удобрений, пестицидов. Продукция, выращенная по точно заданным параметрам, экологически чистая, поскольку вообще не требует удобрений, а также пестицидов, так как в технологии гидропоники отсутствует земля и нет необходимости бороться с болезнями почв, насекомыми и вредителями. Гидропоника – это научное растениеводство. Оно значительно сокращает трудозатраты, что позволяет снизить себестоимость продукции в небольших хозяйствах.

Гидропоника закрытого типа – это многоярусные установки с искусственным освещением, которые можно расположить в любом помещении. В таких установках зелень и овощи выращиваются круглый год, независимо от климатических условий. Это выгодно для создания небольших фермерских хозяйств в малых удаленных поселениях нашей республики.

– Какие задачи ставит перед собой ваша компания сегодня?

– Мы выращиваем основные салатные культуры: укроп, петрушку, лук, салат, кресс-салат, кориандр, а также специи – базилик, мяту, чабрец. Свою продукцию мы продаем. От сборки урожая до прилавка проходит всего полчаса. Наша продукция имеет декларацию соответствия, она экологически чистая, свежая и очень полезная.

Кроме выращивания, наша команда разрабатывает новые модели гидропонных установок для народного хозяйства и для научно-исследовательских работ. Мы работаем над снижением себестоимости как самих установок, так и эксплуатационных расходов, что неизбежно приведет к понижению цен на готовую продукцию. На сегодня это наша главная задача.

Дмитрий ОСИПОВ, «Наш университет»