Новость

«Цифровые дети» – норма современной жизни

Технопарк «Якутия» и Минобразования будут сотрудничать

IMG_0476

Для современных детей цифровая информационная среда – естественный культурный фон, они овладевают инновационными технологиями раньше, чем чтением и письмом. Академическому образованию нужно поспевать за временем, внедряя в учебный процесс профильные предметы, ориентированные на IT специальности. Вопросы дополнительного обучения школьников дисциплинам высоких технологий обсудили накануне в технопарке «Якутия» совместно с региональным Министерством образования.

На сегодняшний день в России менее 2% школьников имеют продвинутые научные познания. По мнению педагогов, это показатель того, что следующие поколения россиян не станут высококлассными исследователями, докторами или инженерами. Необходимо уже сейчас активно внедрять в школьную программу инновационную педагогику, тем более что есть, кого учить и есть чему.

В новом учебном 2015 году в пяти образовательных учреждениях Якутска началась реализация проекта «Школьный технопарк». Депутат Гордумы, директор технопарка «Якутия» Анатолий Семенов выступил с этой инициативой от имени республиканской Ассоциации IT-отрасли. Основная цель проекта – воспитать поколение будущего, ориентировать школьников на IT-специальности начиная с уже 12 лет. Площадки были отобраны городским Управлением образования исходя из существующих условий: это школы, где уже работают фирменные классы, проводится профильное углубленное изучение индустриальных специальностей – школы № 2, 5, 14, 33 и Дворец детства.

Таким образом, первый шаг сделан, пусть он и не большой. Необходимо двигаться дальше и постараться максимально охватить сетью школьных технопарков всю республику. Эту задачу рассмотрели на совещании в технопарке «Якутия» с участием министра образования республики Феодосии Габышевой, руководителями отделов министерства, а также предпринимателями, имеющими действующие бизнес-модели образовательного характера.

Состоялась видеоконференция с партнером якутского технопарка – Центром молодежного творчества г. Томска, его руководители рассказали о проекте «Школа цифровых технологий». В ЦМТ разработали образовательную платформу для учащихся 5-11 классов, где дети осваивают робототехнику, инженерию. Всего за один год ребенок уже умеет читать чертежи, электросхемы, получает навык работы с современным электронным оборудованием.

Собственная разработка центра – робот Арчи (Arduino children robot), в отличие от Lego, эта платформа никак не ограничивает ребенка, предоставляет большой простор для инженерного творчества. К слову, у школьников Якутска совсем скоро появится возможность познакомиться с Арчи поближе – он уже едет в городские школьные технопарки.

Томский центр молодежного творчества также является автором известного «Федерального Кубка «Технолаб», который проводится во многих регионах России. В соревнованиях участвуют и дети из Якутии – по данным Минобразования, робототехникой в республике занимается около 4 тыс. детей.

Резидент технопарка, компания «Вита-Гидропоника» продемонстрировала «Зеленую лабораторию», которой предлагается дополнить школьную программу. Директор предприятия Людмила Попова готова запустить в производство адаптированные гидропонные установки для круглогодичного выращивания зелени и клубники. С их помощью ребята смогут проводить лабораторные исследования, познакомиться с естественными науками, получить практические навыки работы с растениями, энергоэффективными технологиями и что немаловажно – увидеть результат своей научной работы, которым, к тому же, можно обогатить школьное питание в столовой.

Игорь Иванов, директор компании «Прототип», является автором проекта «3D прототипирование». Он разработал программу для школьников «Механизмы Леонардо да Винчи» и апробировал ее на базе школы № 33 г. Якутска. В течение шести месяцев учебного года дети изучали чертежи великого изобретателя, проектировали механизмы, печатали детали на 3D принтере и собрали, в итоге, машины Леонардо.

Этот опыт позволил Игорю Иванову определиться с дальнейшим направлением популяризации технических специальностей в среде школьников. По его мнению, сейчас у нашего региона есть уникальный шанс стать первопроходцем движения JuniorSkills, в котором аналогично WorldSkills школьники постигали бы компетенции будущего. Резидент технопарка объявил о готовности приступить к созданию сертифицированного центра JuniorSkills в Якутии.

Еще один пример частной инициативы представил директор IT-школы Алексей Илларионов. Он самостоятельно разработал программу обучения web-программированию и 3D-моделированию для учащихся 6-11 классов, занимается обучением детей второй год. По окончании курса подростки получают достаточно способностей, чтобы зарабатывать деньги «как взрослые».

По словам Алексея, на занятия приходят ребята, совершенно не представляющие, что такое программирование сайтов или трехмерное моделирование, а в результате уже через год они получают навык, которым будут пользоваться всю жизнь, строить свою карьеру в будущем. Автор предлагает распространить свою программу на все школы республики, для этого не потребуются дополнительные расходы – обучение можно проводить везде, где есть академический предмет «Информатика».

Министр образования сообщила, что следующий 2016 год станет для Якутии Годом дополнительного образования. Предложение технопарка «Якутия» о расширении сети школьных технопарков нужно включить в республиканские мероприятия и работать в этом направлении вместе.

«Высокие технологии необходимо интегрировать в общее образование, таково веление времени и нам от этого никуда не уйти, – резюмировала Феодосия Габышева. – Мы должны следовать успешным примерам дополнительного образования, и запланировать распространение школьных технопарков во всех наших школах уже в следующем учебном году. Давайте синхронизируем технопарк и государство».

Кроме того, министр поделилась новостью о новом инновационном проекте «Детский городок», который планируется осуществить в Якутске. Решение о необходимости такого объекта инфраструктуры дополнительного образования было принято в начале октября на XIII республиканском съезде учителей, в настоящее время готовится соответствующее постановление правительства. Феодосия Габышева предложила технопарку «Якутия» включиться и в этот проект.

Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, школьные технопарки работают в наиболее научно-технически продвинутых городах страны – Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, Томске. Их содержательная часть разнообразна: в одних школах делают упор на робототехнику, в других – на изучение естественных наук, но цель у всех одна – способствовать реальному участию подрастающего поколения в мировом научно-техническом прогрессе.

ГАУ Технопарк «Якутия»